С начала возникновения торговых отношений между государствами возникла необходимость создания определенного порядка, правил перевозок. Это помогло не только упростить контроль за товарами, но и привести в норму процесс перемещения груза из точки «А» в точку «Б».
Классификация и особенности видов
Классификация международных перевозок грузов:
- автомобильные,
- железнодорожные,
- воздушные,
- водные (морские и речные) грузоперевозки.
Дорожные поставки различают на национальные и международные. К примеру, автомобильные перевозки могут быть местного уровня, межгосударственными. При этом наиболее эффективны такие поставки для государств, имеющие сухопутные границы. Возможна также комбинация нескольких видов, когда это экономически оправдано и невозможно достичь лишь одним типом.
Отдельным видом является трубопроводный транспорт, который отличается перемещением специфического товара, а не транспортного средства. К таким грузам относятся различные нефтепродукты, вода и сыпучие материалы.
Востребованы услуги транспортно-экспедиционных компаний, которые осуществляют:
- Прямые поставки (купля-продажа, перевозка осуществляются на основании одного документа).
- Последовательное сообщение (заказчик заключает отдельные договора со всеми транспортными компаниями).
О правилах торговли
Правила международных перевозок груза разработаны для взаимодействия и получения максимальной выгоды. Правительства стран находят дополнительные условия соглашений, в соответствии с которыми стороны получают определенные льготы. Правительства стран находят дополнительные условия соглашений, в соответствии с которыми стороны получают определенные льготы. Нарушение договорённостей ведет к ответственности, судебным разбирательства, финансовым потерям. Ключевая особенность взаимоотношений – урегулирование поставки на законодательном уровне всех государств унифицированных правил.
Относительно общепринятых правил, которым следуют большинство государств, есть определенные критерии:
- Единые требования к размерам, массе транспортных средств.
- Предусмотренные случаи ответственности перевозчика при порче или утрате груза по его вине.
- Нормативно-правовое регулирование положения товара в период его нахождения на территории другого государства.
Благодаря общемировой унификации были приняты соглашения, которые регулировали не только конкретный тип перевозки, но также условия перемещения товара на территории государства в конкретном пространстве. У каждого государства существует ряд законов, регулирующие таможенные взаимоотношения, на основе которых принимаются инструкции и правила.
Общепринятая нормативно-правовая база
Главные документы для международной перевозки груза:
- Конвенция о дорожном движении 1949 года.
- Женевская конвенция 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов, в соответствии с положениями который была принята международная товарно-транспортная накладная.
- Таможенная конвенция о международной перевозке грузов 1975 года, закрепивший книжку МДП, как обязательный документ контроля груза в государствах поставщиках.
Кроме того, существует обязательная сопроводительная документация:
- Договор международной перевозки грузов
- Товарно-транспортная накладная.
- Сертификат соответствия качества товара.
- Счет-фактура и другие.